Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Кто не знает, что такое кроссворд? Наверное, каждый из нас хоть раз в жизни да провел несколько десятков минут над разгадыванием кроссворда.

Изобретателем кроссворда считается Артур Уинн - американский журналист британского происхождения, газетный редактор и создатель головоломок, родился в 1871 году в Великобритании, умер в 1945 году в США.
Кроссворды любят разгадывать все: и взрослые, и дети, и даже педагог может с пользой использовать кроссворды в работе с учениками. Есть два способа применения кроссвордов в образовательных целях: разгадывание готового кроссворда и составление своего авторского кроссворда.
Значение слова “Кроссворд” по Ожегову: «Игра-задача, в которой фигура из рядов пустых клеток заполняется перекрещивающимися словами со значениями, заданными по условиям игры». Кроссворд – популярная головоломка, суть которой заключается в отгадывании слов по заданиям-вопросам.
         Точных данных, в какой стране впервые появилась эта игра, нет. Есть предположение, что впервые начали составлять кроссворды и отгадывать их еще в 19 веке. Америка, конечно же, считает, что это она - родина кроссвордов. Но то, что первый кроссворд был опубликован в 1921 г. в Америке – это действительно так. На русском языке первый кроссворд составил в 1925 году русский писатель, находящийся тогда в эмиграции, в Германии, В. В. Набоков. В СССР первый кроссворд был напечатан в 1929 году известным и пользовавшимся долгие годы популярностью в стране Советов журналом «Огонек».
В настоящее время известно много разновидностей кроссвордов: классический, сканворд, чайнворд, филворд, японский и т.д.

Создание кроссворда в наше время доступно каждому. Многие педагоги согласятся с тем, что применение кроссвордов в образовательной деятельности, их составление, решение способствует развитию мышления учащихся, учит четко, логично и лаконично выражать свои мысли. Кроссворды в сущности своей являются интеллектуальными играми, предназначенными для развития эрудиции, расширения словарного запаса, тренировки памяти, внимания. Процесс отгадывания кроссвордов и их составления является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы ребёнка. Отгадывание оттачивает и дисциплинирует ум, приучая к чёткой логике, к рассуждению.

Использование кроссвордов в образовательной деятельности:
• стимулирует познавательную активность (дети приучаются обращаться за помощью к учебникам, дополнительным пособиям и другой литературе);
• расширяет кругозор, обогащает словарный запас новыми словами, терминами;
• развивает логическое мышление и память, творческие способности;
• повышает грамотность;
• способствует осуществлению дифференцированного подхода к обучению (как путем создания ресурсов разного уровня сложности, так и постановкой задач: разгадать/составить);
• способствует здоровьесбережению учащихся.

Дидактическая (обучающая, познавательная) игра (в том числе кроссворд) содержит игровую и образовательную задачи. Первую обучаемый решает по условию этой игры (разгадывание или составление кроссворда); вторую ставит перед ним (не явно, а через содержание игры, что особенно важно для ребенка с ЗПР) учитель, она направлена на овладение определенными УУД. Главная методическая цель урока при системно-деятельностном подходе – создание условий для проявления познавательной активности учеников.

Кроссворд – это своеобразная самопроверка, занимательный тест. Обучающая роль кроссвордов заключается в том, что позволяет в игровой ситуации интенсифицировать процесс усвоения новых знаний, а положительные эмоции, возникающие у детей в процессе разгадывания кроссвордов, способствуют предупреждению перегрузки. Здесь же решение вопросов индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся. Развивающая и организующая роль кроссвордов состоит в том, что при их решении учащимся приходится без всякого принуждения работать с учебными пособиями и другой литературой. Спрашивая значения непонятных и неразгаданных слов, учащиеся непроизвольно заставляют включиться в учебную деятельность и окружающих их взрослых. Создаются условия для полезной организации свободного времени.

А что же составление кроссвордов? Это дело не простое. Составить тематический кроссворд труднее обычного, потому что запас слов ограничен данной темой. При составлении кроссвордов необходимо придерживаться принципов наглядности и доступности.
Для поддержания интереса к этому виду деятельности необходимо разнообразить формы кроссворда и способа загадывания слов. При работе с кроссвордом дети убеждаются, что расширение словарного запаса, терминологии, умение грамотно писать слова, умение разными способами загадывать одно и то же слово – необходимые условия для выполнения задания.

Составление кроссвордов самими учащимися дает не менее важный эффект. Для этого учащиеся систематизируют свой словарный запас, группируют слова по количеству букв и пр. Незаметно для себя ученики уточняют правописание различных терминов. Затем кроссворд создается на черновике, работает логика и сообразительность ребенка, усидчивость и стремление завершить начатое дело, упорство и целеустремленность. При оформлении работы развиваются творчество и фантазия ребенка, его художественные и эстетические способности. Если работа проводится на компьютере, то межпредметные связи и применение ранее полученных знаний становятся еще более наглядными и ощутимыми.