Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Трудовое обучение

Профильный труд (Столярное дело)

Для своей работы выбрал тему: «Использование электронных образовательных ресурсов  и информационно-коммуникационных технологий в практике преподавания трудового обучения в школе для детей с умственной отсталостью».

 Цель работы  - обеспечение нового качества образования, повышение его доступности и эффективности за счет использования электронных образовательных ресурсов и интерактивного оборудования в образовательном процессе.

 Использование мною информационных технологий в трудовом обучении  направлено на реализацию следующих задач: развивать личность обучаемого; подготовить к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества,  реализовать социальный заказ, обусловленный информатизацией современного общества.

  Инновационный проект.

 Учитывая то, что интерес к предмету снизился, мастерские, и кабинет столярного дела имели старое оборудования и классические формы и методы обучения не давали нужных результатов,  возникла потребность обучения на основе современных информационных технологий. 

 Инновационный проект «Модернизация школьных столярных мастерских» получил грант, который дал возможность оснастить мастерские современным оборудованием для теоретического изучения:  интерактивная доска, мультимедийный  проектор, компьютеры для каждого обучающегося и учителя, а также верстаки и станки.

В ходе модернизации  мастерской было оборудовано несколько рабочих зон для:

  • изучения теоретического материала и  ручного труда.
  • механизированного труда. (Станочная мастерская).

          Каждое рабочее место учащегося организовывается так, чтобы обеспечить решение учебно-воспитательных задач данного периода обучения и должно отвечать современным требованиям: условиям труда и отдыха, рациональной планировке, эксплуатационным качествам, техническому состоянию, возрастным особенностям и видам учебно-воспитательного процесса, эргономическим нормам и правилам, требованиям охраны труда и нормативных требований, научной организации труда, наличием технологической и организационной оснастки, возможностью обслуживания школьниками технической эстетики.

          Зона изучения теоретического материала.

          Рабочее место учителя оборудовано столом, классной доской с комплектом чертёжных инструментов, а также компьютером, интерактивной доской и проектором. В зоне рабочего места учителя  размещаются шкафы-секции для хранения учебно-наглядных пособий.  К рабочему месту учителя подведено электропитание.

         Рабочие места учащихся оборудованы столами, укомплектованными компьютерами, связанными между собой в локальную сеть.

В Мастерской организуются постоянно действующие выставки изделий, изготовленных учащимися.

         Оформление экспозиционной зоны (интерьера) зависит от помещения, размещения школьного оборудования, мебели, их эксплуатации, строится с учетом санитарно-гигиенических, общедидактических, эстетических и эргономических требований.

 Зона для ручного труда.

  «Рабочее место учащегося индивидуального пользования – верстак или специальный стол с откидным или выдвижным сидением. Конструкции верстака (стола) должна обеспечивать его переналадку в соответствии с ростом учащихся или позволять применять подставки для ног».

 Количество рабочих мест в мастерской определяется наполняемостью классов с учетом деления V-IX классов на подгруппы в соответствии с установленными нормами.

         В зоне ручного труда установлены учебные верстаки для учащихся IV-IX классов общеобразовательных школ, стандартные столярные – для выполнения столярных и графических работ.

Зона личной гигиены учащихся должна даваться в новой трактовке, как зона общественной и личной гигиены, в Положении об учебных мастерских сказано: "Каждая учебная мастерская оснащается умывальниками со щетками и мылом в количестве 20% от числа учащихся, а также электрополотенцами (полотенцами).

В зоне для ручного труда располагается умывальник оснащённый мылом и бумажным полотенцем.

         Экспозиционная зона  мастерской должна быть подчинена учебно-воспитательным задачам педагогического процесса, отвечать современным эстетическим и политехническим требованиям. Экспозиционная зона включает дидактический плоскостной, объемный и выставочный, съемный или постоянно действующий материал.

Зона для механизированного труда. (Станочная мастерская).

Станочное оборудование коллективного пользования установлено в учебной мастерской в соответствий с нормативными и санитарно-гигиеническими требованиями.

          Токарные станки по обработке древесины установлены в столярной мастерской на специальных столах.  Сверлильный станок установлен в  мастерской также на специальном столе. Электролобзики установлены на отдельных столах и комплектуются регулируемыми сиденьями.

    Заточной станок устанавливается отдельно от других станков, ближе к рабочему месту учителя.

     Универсальный станок установлен отдельно от других станков  и работу на них выполняет только учитель труда.

Каждый станок оборудуется вентиляционными отсосами.

     Токарные станки по обработке древесины, сверлильный станок оборудуются универсальными ростовыми подставками, дающими возможность регулировать оборудование по росту, индивидуально под каждого учащегося.

     Станочные рабочие места оборудованы тумбочками  для размещения измерительных и режущих инструментов, заготовок, готовой продукции и документации.

      В специально отведенном месте размещается емкость для отходов, стружки, мусора, обтирочных материалов.

В комплект оборудования мастерских входят носилки и универсальная аптечка первой помощи (ТУ 64-7-51-72). Около аптечки указываются адрес и телефон ближайшего лечебного учреждения.

     В столярной мастерской расположены шкафы для хранения инструмента, заготовок, уборочного инвентаря. Зона хранения в учебных мастерских предусматривает возможность сохранности, уборки и быстрой подготовки средств обучения, моделей, инструментов, приспособлений, заготовок с минимальной затратой времени.

     И так  в учебных мастерских имеются несколько функциональных зон как самостоятельных участков, каждый из которых имеет свои особенности, специфику, но все они подчинены единому требованию – должны содействовать повышению эффективности качества трудового обучения учащихся.

Трудовое обучение